Вейделевский район

Официальный сайт органов местного самоуправления

муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области

 05 Окт 2016 12:00

Наименование места происхождения товара: инструкция по применению

Современные условия развития РФ выдвигают на передний план ряд задач, от реализации которых во многом зависит решение ключевых проблем экономики каждого региона, а, следовательно, страны в целом.

Среди этих задач, в частности, обеспечение эффективного функционирования товаропроизводителей в гражданском обороте, осуществление которого требует не только расширения ассортимента выпускаемой продукции, повышения качества и сохранения ее особых свойств, но и активного использования механизмов, способствующих успешному продвижению на рынке.
К таким механизмам относятся средства индивидуализации, входящие в число объектов интеллектуальной собственности, одним из которых является наименование места происхождения товара (далее - НМПТ), позволяющее выделить среди конкурентов как саму компанию, так и производимые ею товары (оказываемые услуги).
Названное средство индивидуализации охраняется в России на основе государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть IV.глава 76, §3).
Сопровождение товара зарегистрированным НМПТ всегда гарантирует потребителю наличие в нем особых, зачастую неповторимых свойств. Такие свойства формируются под воздействием природных условий и (или) людских факторов места происхождения (изготовления) товара, включающих передаваемые из поколения в поколение традиции, навыки, секреты и культуру производства.
Исходя из этого, использование НМПТ, представляющего собой наименование региона, городского или сельского поселения, местности на территории региона, или ассоциируются с ними обозначений, ведет к улучшению имиджа региона, способно влиять на приобретение им известности, а. следовательно, привлекать к региону внимание широкой общественности, в том числе потенциальных инвесторов.
Результатом может стать не только успешная реализация товаров, обозначенных НМПТ, но и создание благоприятных условий для вложения в экономику региона инвестиций, которые могут быть направлены на развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, организацию новых рабочих мест, сохранение сельских поселений, туризма на его территории.
Какие преимущества получает владелец НМПТ? Присутствие на товаре (упаковке, этикетке) не только товарного знака, но и НМПТ свидетельствует об особенных характеристиках этого товара, что, безусловно, повышает его конкурентные преимущества. Как правило, такие наименования применяются в отношении уникальных товаров.
К примеру, широкая известность ряда регионов в России и даже за рубежом связана, в частности, с изготовлением традиционных товаров, реализуемых с использованием НМПТ: в Вологодской области -  «Вологодское масло», «Вологодское кружево», Тульской области - «Тульский самовар», «Тульский пряник», «Тульская гармонь», Нижегородской области -  «Хохлома» «Павловские художественные изделия», «Городецкая роспись» и т.п.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что НМПТ позволяет закрепить за производителями конкретного региона права на используемое географическое указание. Качество товара и его свойства должны быть связаны с территорией, на которой производится товар. Если компания производит именно такую продукцию, целесообразно рассмотреть возможность регистрации НМПТ. В обратном случае есть риск того, что используемое обозначение войдет во всеобщее употребление, потеряет привязку к региону, а маркируемый им товар не будет ­восприниматься потребителями как товар с особыми характеристиками.
          Срок регистрации наименования ориентировочно составляет 12 месяцев и, как и любое регистрационное действие, сопровождается уплатой государственных пошлин, предусмотренных  Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941"Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора".
Наименование места происхождения товара охраняется в течение всего времени, пока существует возможность изготавливать товар с особыми свойствами, связанными с определенной территорией. Срок действия ­свидетельства о праве на НМПТ – 10 лет с возможностью продления (ст. 1531 ГК РФ).
Подробнее о том, кто и в каких случаях может использовать это наименование, как его зарегистрировать и чем оно отличается от ­товарного знака, можно на сайте подведомственного Роспатенту Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности»- http://www1.fips.ru
 
 
 
Управление экономического развития
 и прогнозирования администрации Вейделевского района

 


Дата последнего изменения: 17 Ноя 2017 12:19