Вейделевский район

Официальный сайт органов местного самоуправления

муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области

 26 Июл 2018 16:19

Основные нарушения земельного законодательства, возникающие на практике

Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства на территории Белгородской области осуществляется государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления Росреестра по Белгородской области, Россельхознадзором, Росприроднадзором а также муниципальными инспекторами в форме проверок выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, а также должностными лицами обязательных требований, установленных федеральными законами или принимаемых в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, в установленной сфере деятельности.

При ненадлежащем использовании земельных участков законодательством установлены меры административной ответственности. Так, нарушениями земельного законодательства являются:

- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по его использованию в течение установленного срока предусмотрена законом;

- использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

- порчу земель;

-невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

-невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

-самовольное занятие земельного участка или его части;

-неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в случае признания лица виновным в совершении правонарушения, выносится постановление о назначении административного наказания. За совершение административных правонарушений в сфере нарушения земельного законодательства КоАП РФ установлены и применяются административные наказания только в виде штрафа. Наложение административного взыскания за нарушение земельного законодательства не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений.

На территории Вейделевского и Ровеньского районов государственный земельный надзор осуществляется двумя государственными инспекторами по использованию и охране земель. Как показывает практика прошлых лет, основным нарушением граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за которые предусмотрена административная ответственность, является: самовольное занятие земельного участка, или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (статья 7.1 КоАП РФ).

Исходя из норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:

- противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка;

- вынесение элементов ограждения на границу своего земельного участка;

- вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;

- размещение имущества на чужом земельном участке без согласия надлежащего собственника;

- эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;

- использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.

Правообладатель земли обладает исключительными полномочиями по защите и восстановлению своих нарушенных прав, в том числе от самовольного занятия участка.

Без проведения процедуры межевания границы земельного участка остаются не установленными, а площадь - декларированной. В связи с тем, что достоверно не определено местоположение границ земельного участка, а площадь не уточнена, участок может стать объектом спора с соседями, возможен также самовольный захват этого участка или его части.

В основном, земельные споры между землепользователями и землевладельцами соседних участков происходят из-за разногласий в установлении смежных границ. При этом, в соответствии с действующим законодательством, земельные споры рассматриваются исключительно в судебном порядке.

Поэтому во избежание проблем, связанных с земельными спорами и судебными тяжбами необходимо своевременно уточнить границы земельного участка и внести сведения о них в Единый государственный реестр недвижимости.

Уважаемые жители Вейделевского и Ровеньского районов, изучите Ваши правоустанавливающие документы на земельные участки, запросите информацию из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), чтобы удостовериться в том, что у вашего участка установлены границы.

В случае если границы Вашего земельного участка не установлены, советуем обратиться к кадастровым инженерам для проведения процедуры межевания земельного участка, чтобы исключить возможность возникновения конфликтных ситуаций.

В соответствии со статьями 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают и удостоверяются по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания возникновения гражданских прав. В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

За 2018 год земинспекторами за нарушение, предусмотренное статьей 7.1 КоАП РФ к административной ответственности было привлечено 9 человек. Во избежание негативных ситуаций всем землевладельцам рекомендуем: проверьте, имеются ли документы, подтверждающие право владения или пользования земельным участком, на котором вы развели огород, построили дом, гараж, баню и другие объекты. Убедитесь, что используемое в хозяйстве имущество - дрова, строительные и иные материалы, размещены вами в границах вашего земельного участка, а не на свободной территории и не на участке соседей.

Другими распространенными нарушениями земельного законодательства являются использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, либо неиспользование земельного участка, предоставленного для садоводства, огородничества, жилищного строительства (ст. 8.8 КоАП РФ).

Многие правообладатели земельных участков полагают, что могут распоряжаться принадлежащей землёй по собственному усмотрению. Однако здесь установлен как регламент пользования, так и ответственность за незаконное использование земельного участка.

Отметим, что ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ гласит, что использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Что же означает использование земельного участка не по целевому назначению? Каждый участок, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Статьей 7 Земельного кодекса РФ закреплены семь категорий земель: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Все категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.

К примеру, в мае этого года госземинспектором был обнаружен земельный участок, принадлежащий к категории земель - земли населенных пунктов, виду разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в то время как по факту на участке осуществлялось ведение предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг населению. Нарушители были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб.

За нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ к административной ответственности в течении 2018 года было привлечено 2 человека.

Второй частью статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрено неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

В случае неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», - влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Признаки неиспользования земельных участков установлены в Перечне
признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369.

Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Подчеркиваем, что землю необходимо использовать в строгом соответствии с целевым назначением данной категории земель и видом разрешённого использования, а хозяйственная деятельность людей не должна причинять ущерб земле как природному объекту: служить преамбулой к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, повреждению, разрушению плодородного слоя почвы и прочим неблагоприятным (наносящим вред) воздействиям.

Частью 3 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрено неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В течении 2018 года государственными земельными инспекторами межмуниципального отдела по Вейделевскому и Ровеньскому районам Управления Росреестра по Белгородской области к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ было привлечено 4 человека. Проверке подлежали земли населенных пунктов (вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства) и земли сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования – для коллективного садоводства)

В мае и июне этого года было проведено 14 плановых мероприятий по государственному земельному надзору на землях сельскохозяйственного назначения, в результате которых были выявлены факты неиспользования земельных участков, предназначенных для коллективного садоводства в соответствии с установленным видом разрешенного использования и их зарастания древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью. Известно, что необрабатываемая почва быстро зарастает сорной растительностью, в результате чего происходит задернение плодородного слоя почвы корневой системой сорных трав, появляется дикая поросль кустарников и деревьев. Неиспользуемые участки, затянутые мощным слоем растительности, становятся источником повышенной пожарной опасности в засушливый летний период.

Зарастание участка сорняками, отсутствие грамотной обработки и травяные пожары приводят к изменению химических и физико-химических свойств почвы, нарушается баланс элементов питания, снижается почвенное плодородие.

Аналогичная ситуация складывается и на землях населенных пунктов. В ходе систематического мониторинга земель районов находятся заброшенные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, строительные работы на которых не производятся, в то время как трехгодичный срок для освоения земельного участка, установленный ст. 284 Гражданского кодекса давно истёк.

Существует общераспространенное мнение о том, что ответственность нарушителей ограничивается наложением административного штрафа. Это не так. Основной задачей земельного надзора после выявления нарушения является контроль за его устранением. Поэтому, в случае выявления нарушений земельного законодательства нарушителю вручается предписание о его устранении в установленный срок. Конкретные сроки исполнения предписаний по земельным правонарушениям земельным и административным законодательством не установлены. Их определяет госземинспектор, но не может превышать шести месяцев.

Если предписание не исполнено, должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренные данной статьёй рассматривает мировой судья. Мерой наказания для граждан является штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей.

Межмуниципльный отдел по Вейделевскому и Ровеньскому районам Управления Росреестра по Белгородской области призывает жителей Вейделевского и Ровеньского районов не допускать подобных нарушений.

 

Межмуниципльный отдел по Вейделевскому и Ровеньскому районам Управления Росреестра по Белгородской области
Дата последнего изменения: 26 Июл 2018 16:23