муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области
В 2020 году департаментом АПК и ВОС области реализуется проект «Возрождение дупляночного (бортевого) пчеловодства на территории Белгородской области». Планируется в 2020 году в районах области изготовить и заселить пчёлами не менее 105 дуплянок. В Вейделевском районе в рамках реализации проекта уже запланировано изготовление и заселение 5 дуплянок в пчелопарке «Гаплеевка» Щетининым В.И. Пчеловоды района также могут принять участие в возрождении этого вида пчеловодства.
Дуплянки и сапетки
У южных славянских пчеловодов в местностях степных, безлесных возникла и получила довольно широкое распространение дуплянка — бездонная колода. По внешнему виду она напоминала бочонок, поэтому ее называли еще бучек. Истории известны крупные дупл явочные монастырские пасеки. Если обычная колода открывалась сбоку, то дуплянка — снизу, по аналогии с дуплом. Дуплянка и возникла как подражание дуплу — эталону для всякого улья.
Дуплянки-бездонки выдалбливали или выпиливали из обрубков мягких пород деревьев — ветлы или липы. Сначала просверливали отверстие длинным буравом, потом узкими пилами выпиливали сердцевину. Высота ее — до метра, толщина стенок — 4—5 см. Трещины замазывали глиной с коровяком. Леток делали в самом низу продолговатым или треугольным по выпавшему суку. Там, где леса было мало, приспосабливали для роев кадушки, плели из соломы колпаки.
Дуплянку ставили на доску или прямо на землю, постелив на нее солому, чтобы пчелы не страдали от холода и сырости, особенно весной. На пасеке слабые семейки ставили впереди. Это способствовало усилению их осевшими на них пчелами из других семей во время хорошего медосбора. Весной, если было мало меда в гнездах, давали разведенный мед — сыту. Чашечки с ней ставили под сотами на ночь, чтобы избежать нападения чужих пчел.
Доступ к пчелам и гнезду — только снизу. Для этого дуплянку переворачивали вверх дном. Отсюда как на ладони было видно состояние семьи — ее сила, расплодные соты, роевые мисочки и маточники. Так же контролируют состояние семьи и современные пчеловоды-многокорпусники, приподнимая расплодные корпуса и заглядывая в них снизу. Однако как-то воздействовать на пчел в дуплянке практически невозможно.
Вырезка меда затруднительна. Дуплянка, пожалуй, представляла больше удобства пчелам, чем пчеловоду. Весной, после зимы, обычно снизу подрезали не занятые пчелами соты, семьи подкармливали, чтобы спасти от голода.
Пчеловоды заметили, что в дуплянках пчелы все-таки меньше роились, чем в колодах. В них было прохладнее, тем более когда под ними делали подкопы — ямы 30—35 см глубины, чтобы предоставить пчелам больше места для работы во время медосбора. На яму клали два бруска, на которые и опиралась дуплянка. Пчелы подстраивали соты, опускали их ниже, до дна, заливали медом. Это давало возможность брать гораздо больше полномедных сотов. Однако после проливных дождей в ямы натекала вода. От сырости появлялась плесень в гнезде, оно становилось непригодным для дальнейшего использования. Так как на подкопы ставили лучшие семьи, их приходилось уничтожать, отбирать мед и перетапливать соты.
От дождей ульи накрывали берестой.
Дупляночное пчеловодство — роевое, как и во всех неразборных примитивных ульях. Пчелы роились сколько хотели.
В омшаниках дуплянки клали набок, одну на другую сотами отвесно к полу. Гнездо, открытое снизу, никогда не отсыревало.
На Кавказе, в предгорьях Северного Кавказа, в Подкарпатской Руси пчеловоды с незапамятных времен разводили пчел в сапетках — куполообразных корзинах без дна, обмазанных глиной с навозом (слово “сапетка” в переводе с черкесского — “корзинка”). Плели их из гибких ивовых прутьев — лозы (такую сапетку называли лозок) или молодых побегов орешника, из соломы. Иногда лепили из глины, как кувшины. Глиняные ульи называли турецкими, хотя они были распространены и в Греции, и в соседнем Афганистане, и в Иране. Эти примитивные ульи защищали пчел и их гнезда от дождя и ветра, от жары и холода. Они, как правило, небольшие, высотой 70— 80 сантиметров, шириной около полуметра, вмещали по 5—9 сотов.
На пчельниках сапетки ставили близко, почти вплотную друг к другу, часто на общую подстилку-подставку или прямо на землю под одну крышу из осоки или соломы. Пчелы в сапетках — этих очень тесных и малых помещениях — оказались неуправляемыми. Для них было характерно безудержное роение. Семьи отпускали по 6—7 роев один другого меньше. Нередко рои сами роились, а семьи после окончания роения снова, во второй раз, входили в состояние роения и начинали роиться. Весь уход состоял в ловле роев, посадке их в ульи и отборе меда. Когда отбирали мед, сапетку (кош) клали набок или переворачивали вниз головой и специальным ножом вырезали куски сотов.
Сапетку считают самым древним ульем. Греки с древнейших времен водили пчел в плетеных из лозы ульях, обмазанных глиной. Полагают, что горцы Западного Предкавказья позаимствовали сапетку у греков, поселения которых когда-то процветали на восточном берегу Черного моря. С ними они торговали горным медом, добытым на скалах.